ПОЛЕЗНОЕ

Комплексная диагностика и коррекция расстройств речи и памяти, Набережные Челны

ц
С
татьи

ц
С
ловарь
дефектолога

ц
Речевые
области мозга

ц
Механизм

речеобразования

ц
Гигиена голоса

Комплексное лечение речевых дефектов у детей и взрослых, Дизартрия, Афазия Дислалия, Ринолалия, Алалия, Заикание, Тахилалия, Брадилалия, Дисграфия, Дислексия, Риторика и полемика. Обучение ораторскому мастерству, мастерству публичных уверенных убедительных выступлений с учетом физиологических, психологических и лингвистических особенностей. 1. Нейропсихологическое обследование, коррекция и профилактика расстройств памяти вызванные различными заболеваниями/патологиями. 2. Развитие памяти на основе методов мнемотехники как в восстановительных процедурах при разных формах афазий или других болезнях, обучение английскому языку Казань, репетиторство, английский язык, английский Казань, репетитор, курсы Казань, язык, языковая школа, постановка речи, психолог, педагог,
мнемотехника Казань, переводчик, переводы, занятия, разговорный английский Казань, синхронный перевод, медицина, лингвистика, филология

 

 


ц  СТАТЬИ / Функциональная дислалия: возможные последствия неоказания своевременной логопедической помощи (катамнестический анализ)
__________

В современной логопедии традиционно считается, что овладение ребенком нормативной фонетикой языка в норме завершается к 5-летнему возрасту. По некоторым данным (А.Н. Гвоздев) этот возраст составляет 4 года. Однако следует помнить о нескольких обстоятельствах развития речи ребенка: сохранности и готовности определенных структур головного мозга к нормальному восприятию и последующему воспроизведению слышимой речи; речевом окружении ребенка, его интеллекте и эмоционально-волевой сфере. На практике к возрастным или «физиологическим» нарушениям произношения относятся отсутствие звуков, замена их артикуляционно близкими и легкими (а следовательно, онтогенетически более ранними звуками), смешение близких звуков. Искаженное произношение, проявляясь даже в более раннем возрасте, обычно настораживает специалистов. Причиной таких искажений может быть, с одной стороны, недостаточность в иннервации речевого аппарата (дизартрия), с другой - изменения в строении артикуляционного аппарата (так называемые механические дислалии). Без специальной коррекции такие дефекты не исчезают.

Проведенное на основании большого опыта работы логопедического кабинета при Городской детской поликлинике № 40 г. Москвы катамнестическое исследование выяснило возможности спонтанного исчезновения дефектов, касающихся исключительно звукопроизносительной стороны речи. Проводилась попытка нахождения корреляции между типом фонетического (либо фонематического) дефекта 5-6-летнего ребенка и дальнейшим его спонтанным исчезновением или какой-либо трансформацией в возрасте 10-16 лет, когда формирование фонетики заканчивается. Обязательным условием исследования было отсутствие логопедического воздействия на речь ребенка после констатации у него дефекта звукопроизношения. Другими словами, на катамнез были отобраны дети, по каким-то причинам отказавшиеся от логопедических занятий либо прекратившие занятия на раннем (подготовительном) этапе, когда собственно работа над постановкой звуков еще не началась. В группу исследуемых не были включены дети с дефектами произношения в структуре синдрома ОНР, так как несовершенство их произношения находится в зависимости от более позднего созревания речевой функциональной системы.
Обследованию подвергались 55 детей и подростков, из которых 14 с диагнозом простая дислалия, 37 - с диагнозом сложная дислалия без грубых нарушении в строении артикуляционного аппарата. Также рассмотрены четыре случая негрубой дизартрии.
Следующей целью работы была попытка проследить влияние дефектов устной речи на овладение ребенком чтением и письмом, для чего у плохо успевающих по русскому языку учащихся проводили анализ письменных работ и оценивали процесс чтения.
Для того чтобы понять, какие дефекты звукопроизношения имеют тенденцию к спонтанному исчезновению (т.е. являются физиологическими), какие носят стойкий характер и какие отражаются на дальнейшем овладении чтением и письмом, выделили три типа нарушения: отсутствие звуков, их замена (или смешение) и искажение.
Оценка результатов исследования была разделена на
3 варианта: произношение без изменений; улучшение (Редукция); нормальное произношение.
Случаи простой и сложной дислалии были исследованы в общей массе, имея в виду их количественное различие, четыре случая дизартрии были рассмотрены отдельно для большей чистоты эксперимента.
Протокол исследования был представлении в виде табл. 1.
Типы дефектов распределились следующим образом:
- отсутствие звуков - 20 случаев;
- замена (смешение) звуков - 18 случаев;
- искажение звуков - 28 случаев.
Имели комбинированный дефект 15 детей (смешение + искажение, отсутствие + искажение). Проводился подсчет случаев нарушений, а не количество обследуемых (табл. 2).
Из табл. 2 видно, что случаи замены (смешения) звуков составляют 60%, случаи отсутствия звуков - 45%. Изначальные искажения звуков исчезли спонтанно в 36% случаев. Эта цифра оказалась достаточно большой и говорит о том, что более трети «горловых», «боковых» и «межзубных» дефектов имеют тенденцию к самоустранению без специального логопедического вмешательства.
Оценивая случаи улучшения (редукции), можно говорить о небольшом их «перевесе» (40%) по сравнению с первоначальным смешением (заменой) звуков. Несколько меньший процент составило улучшение в разряде искажений артикулем (36%). Примерно четверть случаев касается улучшения среди изначально отсутствующих звуков.
Следует заметить, что все рассматриваемые случаи замен (искажений) звуков «уложились» либо в норму, либо в редукцию. Не отмечено ни одного случая, когда замена (смешение) отмечалась бы в дальнейшем.
Примерно 30% случаев отсутствия звуков закрепились и остались в первоначальном виде. (45% исчезли спонтанно).
Не подверглись редукции и не вышли в норму 28% случаев искаженных звуков (против 36% спонтанно исчезнувших нарушений).
Важным наблюдением представляется тот факт, что большая часть дефектов произношения независимо от их типа имеет тенденцию с возрастом исчезать. Значительная часть редуцируется, и лишь меньшая из них остается без изменений.
Анализ четырех случаев дизартрии, где основной произносительный дефект касался искажения звуков, а в ряде случаев сопровождался заменой или отсутствием звуков, показал, что произношение всех детей-дизартриков на катамнезе не было нормальным. Лишь в трех случаях отмечались некоторые улучшения произношения.
Попытка найти корреляцию между произносительными дефектами и случаями дисграфии и дислексии не обнаружила явной зависимости. Среди 55 обследуемых отмечено два случая дисграфии и один случай сочетания дефекта чтения и письма, что составило лишь 5,5% от общего количества.
Выводы
Случаи замены (смешения) звуков следует рассматривать главным образом как этап становления произношения ребенка, активного поиска артикулем.
Внушительной оказалась тенденция (36%) к спонтанному исчезновению искаженных артикуляций с возрастом без логопедического вмешательства. Поэтому не следует устанавливать жесткие временные (возрастные) сроки для оценки произносительной стороны речи ребенка. Необходим дифференцированный подход для оценки его возможностей и трудностей, перспективы «зоны ближайшего развития». Другими словами, диагностика должна быть онтогенетически ориентирована.
Состояние произношения ребенка-дизартрика, даже несмотря на огромные компенсаторные возможности детского мозга, мало подвержено спонтанной положительной динамике. Это понятно, поскольку речь идет о резидуальной органике. Следовательно, необходима возможно более ранняя диагностика и коррекция дизартрии.
Исследование не может претендовать на большую статистическую достоверность из-за относительно небольшого количества детей, отобранных на катамнез. Однако тенденции в динамике основных нарушений произносительной стороны речи прослеживаются, на наш взгляд, достаточно отчетливо.

К содержанию статей

Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Goon Каталог сайтов  NGO.RU - Каталог общественных ресурсов Рунета


ИНФОРМАЦИЯ

Комплексная диагностика и коррекция расстройств речи и памяти, Набережные Челны

ц 
Республика Татарстан,
г. Казань
Тел: (843) 253-17-93
Моб: 8 (903) 305-17-93
Сайт: neiro.wallst.ru
Почта: ikzn@inbox.ru

ц

Комплексная диагностика и коррекция расстройств речи и памяти, 2010-2016
Республика Татарстан,
г. Казань
Тел: (843) 253-17-93
Моб: 8 (903) 305-17-93
Сайт: neiro.wallst.ru
Почта: ikzn@inbox.ru